Ян Провост

 

Фламандский художник Ян Провост родился в 1465г. и всю жизнь прожил во Фландрии.
Упоминания о мастере Яна Провоста есть в документах 1493 года, хранящихся в антверпенской ратуше. А в 1494 году мастер переехал в Брюгге. Нам также известно, что в 1498 году он женился на вдове французского живописца и миниатюриста Симона Мармиона.
Мы не знаем, у кого учился Ян Провост, но его искусство явно сложилось под влиянием последних классиков раннего нидерландского Возрождения Герарда Давида и Квентина Массейса. И если Давид стремился выразить религиозную идею через драматизм ситуации и человеческие переживания, то у Квентина Массейса мы найдем другое — тягу к идеальным и гармоническим образам. Прежде всего здесь сказалось влияние Леонардо да Винчи, с творчеством которого Массейс познакомился во время своего путешествия в Италию.
В картинах Яна Провоста традиции Г. Давида и К. Массейса соединились воедино. В собрании Государственного Эрмитажа есть одно произведение кисти Яна Провоста — "Богородица во Славе", написанное на деревянной доске в технике масляной краски.Эта огромная картина изображает окруженную золотым сиянием деву Марию, стоящую на полумесяце в облаках. На руках ее — младенец Христос. Над ней парят в воздухе Бог-Отец, Святой Дух в виде голубя и четыре Ангела. Внизу — коленопреклоненный царь Давид с арфой в руках и император Август с короной и скипетром. Кроме них, в картине изображены сивиллы (персонажи античной мифологии, предсказывающие будущее и толкующие сны) и пророки. В руках одной из сивилл свиток с надписью "Лоно девы будет спасением народов". В глубине картины виден поразительный по своей тонкости и поэтичности пейзаж с городскими зданиями и портом. Весь этот сложный и теологически запутанный сюжет был традиционен для нидерландского искусства. Даже присутствие античных персонажей воспринималось как своеобразная попытка религиозного оправдания античной классики и никого не удивляло. То, что кажется нам сложным, воспринималось современниками художника с легкостью и было своеобразной азбукой в картинах.Однако Ян Провост делает определенный шаг вперед на пути освоения этого религиозного сюжета. Всех своих персонажей он объединяет в едином пространстве. Он совмещает в одной сцене земное (царь Давид, император Август, сивиллы и пророки) и небесное (Мария и ангелы). По традиции, он изображает все это на фоне пейзажа, чем еще более усиливает впечатление реальности происходящего. Ян Провост старательно переводит действие в современную ему жизнь. В фигурах Давида и Августа без труда можно угадать заказчиков картины, богатых нидерландцев. Античные сивиллы, лица которых почти портретны, живо напоминают богатых горожанок того времени. Даже великолепный пейзаж, несмотря на всю свою фантастичность, глубоко реалистичен. Он как бы синтезирует в себе природу Фландрии, идеализирует ее. Большинство картин Яна Провоста — религиозного характера. К сожалению, значительная часть произведений не сохранилась, и воссоздать полную картину его творчества почти невозможно. Однако, по свидетельствам современников, мы знаем, что Ян Провост принимал участие в оформлении торжественного въезда короля Карла в Брюгге. Это говорит об известности и больших заслугах мастера.По словам Дюрера, с которым он некоторое время путешествовал по Нидерландам, въезд был обставлен с большой пышностью. Весь путь от городских ворот до дома, где остановился король, был украшен аркадами на колоннах, повсюду были венки, короны, трофеи, надписи, факелы. Было также много живых картин и аллегорических изображений "талантов императора".Провост принимал в оформлении большое участие. Нидерландское искусство XVI века, типичным представителем которого был Ян Провост, породило произведения, которые, по словам Б. Р. Виппера, "пленяют не столько как творения выдающихся мастеров, сколько как свидетельства высокой и разнообразной художественной культуры".
Умер Ян Провост в 1529г.

Распятие. 1500
Распятие. 1500
Портрет жены художника. 1505
Портрет жены художника. 1505
Христианская аллегория. 1510-15
Христианская аллегория. 1510-15
Авраам, Сара и Ангел. 1520
Авраам, Сара и Ангел. 1520
Богородица во Славе. 1524
Богородица во Славе. 1524
Страшный Суд. 1525
Страшный Суд. 1525
Мадонна с Младенцем.
Мадонна с Младенцем.
Мадонна с Младенцем.
Мадонна с Младенцем.
Смерть и скряга.
Смерть и скряга.
Мученичество Святой Екатерины.
Мученичество Святой Екатерины.
Распятие.
Распятие.