Ян ван Эйк

Нидерландского живописец Ян ван Эйк родился в 1390г. С ним связано становление принципов Возрождения в Северной Европе. Преодолевая традиции искусства средневековья, он опирался на живое наблюдение действительности, стремился к объективному воспроизведению жизни. Далекий от научной разработки проблем перспективы и анатомии, не зная античного наследия, этот художник в отличие от итальянских мастеров больше опирался на собственный опыт. Пристально изучал он структуру предметного мира, улавливая особенности каждого предмета, пейзажной или интерьерной среды. Особое значение придавал художник изображению человека, стремился передать неповторимый облик каждого из персонажей своих картин. Произведения Я. Ван Эйка отличает колористическая насыщенность, тщательная, почти ювелирная выписанность деталей, уверенная организация цельной композиции. С именем живописца традиция связывает и усовершенствование техники масляной живописи - многократное нанесение тонких, прозрачных слоев красок, что позволяет добиваться большой интенсивности каждого цвета.
Художник учился у своего старшего брата Хуберта, вместе с которым работал над исполнением знаменитого Гентского алтаря (1426-1432, собор св. Бавона, Гент). Но если в картинах, выполненных Хубертом, еще ощутима связь со средневековой традицией, то Ян ван Эйк стремился к новому: религиозные сюжеты он трактует как конкретные образы действительности. Для него ценен каждый мотив живого и наглядного, прекрасного и многокрасочного мира. В миниатюрах "Туринско-миланского часослова" художник мастерски пишет пейзажи, полные воздуха и света. Реалистические тенденции искусства Яна ван Эйка - "Портрет четы Арнольфини" (1434, Национальная галерея, Лондон). Впервые в истории европейского портрета создается парный портрет. Художник представляет именитого итальянского купца с женой на фоне жилой комнаты. Тщательно передает он всю обстановку бюргерского особняка, каждую деталь. Мягкий свет наполняет интерьер. В самих фигурах, показанных в рост, много нарочитой представительности, но одновременно и живых, реальных примет индивидуального характера изображенных людей. В этом, как и в других портретах Яна ван Эйка, воплотилось новое представление о человеке, о его месте в мире.
Умер Ян ван Эйк в 1441г.

Рапспятие. 1420-25
Рапспятие. 1420-25
Страшный суд 1420-25
Страшный суд 1420-25
Алтарь в Генте. 1425-29
Алтарь в Генте. 1425-29
Мадонна в церкви. 1425
Мадонна в церкви. 1425
Стигматы святого Франциска. 1428-29
Стигматы святого Франциска. 1428-29
Портрет ювелира. 1430
Портрет ювелира. 1430
Портрет кардинала Никколо Альбергатти. 1431-32
Портрет кардинала Никколо Альбергатти. 1431-32
Алтарь в Генте. 1432
Алтарь в Генте. 1432
Алтарь в Генте. 1432
Алтарь в Генте. 1432
Портрет молодого человека. 1432
Портрет молодого человека. 1432
Мужчина в тюрбане. 1433
Мужчина в тюрбане. 1433
Портрет Джованни Арнольфини и его жены. 1434
Портрет Джованни Арнольфини и его жены. 1434
Богоматерь с канцлером Роленом. 1435
Богоматерь с канцлером Роленом. 1435
Портрет Болуэна де Ланнуа. 1435
Портрет Болуэна де Ланнуа. 1435
Портрет мужчины с гвоздикой.  1435
Портрет мужчины с гвоздикой. 1435
Благовещение. 1435
Благовещение. 1435
Портрет Портрет Яна де Леу. 1436
Портрет Портрет Яна де Леу. 1436
Мадонна кормящая на Троне. 1436
Мадонна кормящая на Троне. 1436
Мадонна с Младенцем и каноник ван дер Пале. 1436
Мадонна с Младенцем и каноник ван дер Пале. 1436
Триптих. 1437
Триптих. 1437
Святая Барбара. 1437
Святая Барбара. 1437
Мадонна с Младенцем у фонтана. 1439
Мадонна с Младенцем у фонтана. 1439
Портрет Маргариты ван Эйк. 1439
Портрет Маргариты ван Эйк. 1439
Иисус Христос.  1440
Иисус Христос. 1440
Святой Иероним. 1442
Святой Иероним. 1442
Мадонна с Младенцем за чтением. 1450
Мадонна с Младенцем за чтением. 1450