Робер Кампен

Нидерландский живописец Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения . Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне. В период с 1418 по 1432 год Кампен руководил в Турне художественной мастерской, в которой среди прочих учились выдающиеся нидерландские живописцы Рогир ван дер Вейден и Жак Даре. Кроме того, исследователи предполагают, что Кампен мог встречаться с еще одним знаменитым современником – Яном ван Эйком, который в тот момент жил в Лилле. В эпоху соперничества между бургундским герцогством и французским королевством Кампен выступал на стороне последнего, за что неоднократно подвергался судебным преследованиям. Скончался Кампен в 1444 году в Турне.

Изучение художественного наследия Кампена крайне затруднено тем, что нет ни одной картины, где бы имелась его подпись. В соответствии с принципами работы в средневековых художественных мастерских, живописец, как правило, лишь намечал композицию картины, прорисовывал лица, а остальное заканчивали его ученики. К тому же с картин часто делалось несколько копий, принадлежавших как руке самого мастера, так и учеников. Таким образом, атрибуция всех произведений, приписываемых в настоящий момент Кампену, спорна. Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря ("Святая Троица"; "Дева Мария с младенцем"; "Святая Вероника", две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), "Портрет мужчины в красном тюрбане" (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке).

Робер Кампен стоит у истоков так называемых "фламандских примитивов". Его художественную манеру отличает реалистичность в изображении персонажей и деталей интерьера. В живописи Робера Кампена бытовые подробности заслоняют или полностью вытесняют прежде характерные для полотен религиозной тематики атрибуты: на его картинах отсутствует золотой фон, а также нет ореолов над святыми.

Робер Кампен также выступает в качестве одного из провозвестников европейского искусства портрета: для изображенных им персонажей – представителей местной знати – характерен трехчетвертной поворот, а лицо занимает большую часть картины. Умер художник в 1444г.

Портрет мужчины. 1400-10
Портрет мужчины. 1400-10
Святая Троица. 1410
Святая Троица. 1410
Святая Вероника. 1410
Святая Вероника. 1410
Распятие раскаявшигося вора. 1410
Распятие раскаявшигося вора. 1410
Триптих "Захоронение". 1410-20
Триптих "Захоронение". 1410-20
Мадонна с Младенцем. 1410
Мадонна с Младенцем. 1410
Рождество. 1420
Рождество. 1420
Благовещение. 1420
Благовещение. 1420
Благословение Иисуса Христа и молитва Богородицы. 1424
Благословение Иисуса Христа и молитва Богородицы. 1424
Мадонна на поросшем травой склоне. 1425
Мадонна на поросшем травой склоне. 1425
Алтарь Merode. 1427
Алтарь Merode. 1427
Замужество Марии. 1428
Замужество Марии. 1428
Благовещение. 1430
Благовещение. 1430
Портрет женщины. 1430
Портрет женщины. 1430
Мадонна с Младенцем. 1430
Мадонна с Младенцем. 1430
Портрет мужчины. 1430
Портрет мужчины. 1430
Мадонна у камина с Младенцем. 1433-35
Мадонна у камина с Младенцем. 1433-35
Святая Троица. 1433-35
Святая Троица. 1433-35
Триптих Генриха фон Верла (левое крыло). 1438
Триптих Генриха фон Верла (левое крыло). 1438
Триптих Генриха фон Верла (правое крыло). 1438
Триптих Генриха фон Верла (правое крыло). 1438