Питер Брейгель

Один из последних великих художников эпохи Возрождения в Нидерландах Питер Брейгель  Старший, или "Мужицкий"родился около 1525 г. Работал в  Италии с 1552—53 г.г., в Антверпене и с 1563 — в Брюсселе. Он был одним из основоположников фламандского и голландского реалистического искусства. Питер Брейгель  с наибольшей силой и полнотой отразил в своём творчестве жизнь и настроения народных масс в пору наступавшей Нидерландской буржуазной революции. Будучи широко образованным художником-гуманистом, Питер Брейгель творчески перерабатывал уроки итальянской живописи, создавая глубоко национальное искусство, опирающееся, прежде всего на нидерландские традиции и местный фольклор. Он черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок "Детские игры". 1560. В творчестве Питера Брейгеля сложно переплетались юмор и трагизм, тонкая лиричность и острый фантастический гротеск, обилие причудливых деталей и тяга к эпическому размаху, к широким синтетическим картинам мира. Главный герой в его творчестве  — народная масса; в своих сатирических и бытовых рисунках (выполнявшихся часто для гравюр), религиозных, аллегорических и жанровых картинах Питер Брейгель выступал (обычно в косвенной форме) против социальной несправедливости и насилия, показывал трудовую жизнь и бедствия народа, его вольнолюбие, своеобразие его бытового уклада. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции и резких по цвету полотен ("Битва Масленицы и Поста". 1559, "Несение креста. 1564) Питер Брейгель с середины 1560-х г.г. перешёл к обобщённым картинам крестьянской жизни и пейзажам, отмеченным мощной реалистической выразительностью образов, цельностью и монументальностью композиции, особой слитностью рисунка и колорита; насыщенная звучность цветовых пятен, выразительность силуэтов сочетаются с пространственной широтой, тончайшим ощущением тонального единства, состояния световоздушной среды. Скупыми, но смелыми средствами Питер Брейгель показывал грубоватую простоту, достоинство и силу своих героев ("Крестьянская свадьба", "Крестьянский танец"); создатель национального реалистического пейзажа, он изображал бескрайние просторы равнин, жизнь природы в различные времена года в единстве с населяющими её трудовыми людьми ("Сумрачный день", "Возвращающиеся стада", "Охотники на снегу", "Жатва"). Страдания народа при испанском иге, война и разрушения, голод и смерть, зверства испанцев запечатлены во многих картинах ("Избиение младенцев", "Перепись в Вифлееме"). Кровавый испанский террор вызвал у Питера Брейгеля настроения отчаяния и скорби, отразившиеся то в фантастических картинах безумия и ужасов ("Безумная Грета". 1562), то в горьких иносказаниях ("Сорока на виселице". 1568), то в захватывающих глубиной мысли и правдивостью трагических образах ("Слепые". 1568). Своим искусством Питер Брейгель блистательно завершил сложные и противоречивые искания нидерландского Возрождения, объединил сокровищницу ранненидерландских художественных традиций с тревожным, чутким к историческому пульсу современности мироощущением Позднего Ренессанса. Послебрейгелевская живопись и графика Нидерландов составляют совершенно иную главу национальной художественной истории, которая служит уже не одним из этапов Возрождения, но введением в искусство XVII-го века, когда единая нидерландская школа раздваивается на два самостоятельных русла. Однако для обеих культур - и победоносно завершившей буржуазную революцию Голландии и для Фландрии, оставшейся под испанским гнетом,- ранненидерландское наследие и уроки Возрождения имели основополагающее значение, предопределяя дальнейшее развитие эстетических поисков.
Умер Питер Брейгель в Брюселе в 1569г.

 Пейзаж с падением Икара. 1555
Пейзаж с падением Икара. 1555
Осел в школе. 1556
Осел в школе. 1556
Обжорство. 1556-57
Обжорство. 1556-57
 Гордыня. 1556-57
Гордыня. 1556-57
Поклонение волхвов. 1556-62
Поклонение волхвов. 1556-62
Искушение Святого Антония. 1557
Искушение Святого Антония. 1557
Пейзаж с притчей о сеятеле. 1557
Пейзаж с притчей о сеятеле. 1557
Морской бой в заливе Неаполя 1558-62
Морской бой в заливе Неаполя 1558-62
Играющие  дети. 1559-60
Играющие дети. 1559-60
Битва Масленицы и Поста. 1559
Битва Масленицы и Поста. 1559
Благоразумие. 1559
Благоразумие. 1559
Безумная Грета.  1562
Безумная Грета. 1562
 Две обезьяны. 1562
Две обезьяны. 1562
Самоубийство Саула. 1562
Самоубийство Саула. 1562
Свержение падших Ангелов. 1562
Свержение падших Ангелов. 1562
Триумф смерти.  1562
Триумф смерти. 1562
 Бегство в Египет. 1563
Бегство в Египет. 1563
 Вавилонская башня. 1563
Вавилонская башня. 1563
Успение Богородицы. 1564
Успение Богородицы. 1564
 Иисус Христос, несущий Крест. 1564
Иисус Христос, несущий Крест. 1564
Портрет старой женщины. 1564
Портрет старой женщины. 1564
Художник и покупатель. 1565
Художник и покупатель. 1565
Зимний пейзаж с фигуристами и птицами. 1565
Зимний пейзаж с фигуристами и птицами. 1565
 Сорока на виселице. 1565
Сорока на виселице. 1565

СТРАНИЦА 1-2