Квентин Массейс

Нидерландский художник, один из крупнейших представителей Антверпенской школы живописи Квентин Массейс родился в 1466 году. Его живопись знаменует в нидерландском искусстве переход от поздней готики к Возрождению. Стиль Массейса сформировался в русле нидерландской традиции; позднее он испытал влияние таких художников, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Его заказчиками были нидерландские гильдии и религиозные братства, датский король и гуманист Эразм Роттердамский, португальские монастыри. Учился живописи  Квентин Массейс у Альберта Боутса. В 1491 онвступил в антверпенскую гильдию художников и открыл собственную мастерскую. Уже наиболее ранних произведений Квентина Массейса – "Алтарь Св. Анны" (1507–1509),  и "Алтарь Св. Иоанна" – обнаруживают черты зрелого стиля мастера. К ним близки две версии "Мадонны с Младенцем". Влияние Леонардо да Винчи в творчестве Квентина Массейса проявилось в гибких позах и гротескно-преувеличенной мимике персонажей поздних произведений художника, таких, как "Гротескный женский портрет (Уродливая герцогиня)" (ок. 1513).Квентин Массейс работал также вместе с Патиниром, он написал несколько мелких деталей в его пейзажах, входящих в алтарную композицию "Искушение св. Антония" (1515–1524). Портретный диптих Квентина Массейса с изображением Эразма Роттердамского  и Петра Гиллиса (Эгидия), созданный для Томаса Мора в 1517, обнаруживает не только его мастерство как портретиста, но и духовную близость к гуманистам. Жанровые произведения художника носят морализирующий характер в духе "Похвалы глупости" Эразма Роттердамского. Самая ранняя жанровая работа мастера – "Меняла с женой" (1514) иллюстрирует надпись, сделанную на оригинальной раме картины: "Пусть весы будут верными, а вес точным". Центральную часть композиции занимают фигуры менялы и его жены; муж показан погруженным в работу, а жена словно только что оторвалась от своего богато украшенного часослова. Этим сосредоточенным на своих занятиях людям Квентин Массейс противопоставляет изображенных на заднем плане праздно болтающих людей; идеал человеческой деятельности, каким он виделся художнику, видимо, представлен в отражении в зеркале, расположенном в центре на переднем плане: это человек, погруженный в чтение Библии, на фоне церковной колокольни.Умер Квентин Массейс в 1530г.

Мадонна с Младенцем.  1495
Мадонна с Младенцем. 1495
Алтарь Сятой Анны. 1507-08
Алтарь Сятой Анны. 1507-08
Алтарь Сятого Иоанна. 1507-08
Алтарь Сятого Иоанна. 1507-08
Портрет кононика. 1510
Портрет кононика. 1510
Ростовщик и его жена. 1514
Ростовщик и его жена. 1514
Ecce Homo ("Се Человек"). 1515
Ecce Homo ("Се Человек"). 1515
Старый мужчина в профиль. 1517
Старый мужчина в профиль. 1517
Портрет Эразма Ротердамского. 1517
Портрет Эразма Ротердамского. 1517
Портрет Питера Гиллиса. 1517
Портрет Питера Гиллиса. 1517
Мужчина  с очками. 1520
Мужчина с очками. 1520
Святой Иоанн Креститель и Святая Агнесса. 1520
Святой Иоанн Креститель и Святая Агнесса. 1520
Оплакивание распятого Иисуса Христа. 1520
Оплакивание распятого Иисуса Христа. 1520
Погребение. 1525
Погребение. 1525
Уродливая герцогиня. 1525-30
Уродливая герцогиня. 1525-30
Мадонна с Младенцем. 1525
Мадонна с Младенцем. 1525
Ecce Homo ("Се Человек"). 1526
Ecce Homo ("Се Человек"). 1526
Поклонение волхвов. 1526
Поклонение волхвов. 1526
Мадонна с Младенцем. 1529
Мадонна с Младенцем. 1529
Мадонна с Младенцем. 1529
Мадонна с Младенцем. 1529
Святой Христофор.
Святой Христофор.
Портрет Марии Магдалины.
Портрет Марии Магдалины.
Мадонна с Младенцем.
Мадонна с Младенцем.