Дирк Баутс

Нидерландский живописец  Дирк Баутс родился около 1415 года в Харлеме (Голландия). О годах его молодости почти ничего не известно. Только на основе стилистического анализа его работ можно причислить художника к группе мастеров, бывших под сильным влиянием Яна ван Эйка. Источники упоминают о том, что с 1457 года он ведет жизнь зажиточного буржуа в Лувене. Около 1445-1448 года  Дирк Боутс женится на К. Меттенгелде, от которой у него было четверо детей. К картинам  Дирка Боутса, авторство которых подтверждено документами, относятся триптих "Таинство причащения" (1468, Лувен, ц. св. Петра) и две картины, первоначально предназначенные для городской ратуши и иллюстрирующие легенду об императоре Оттоне ("Суд императора Оттона III", Брюссель, Кор. музей изящных искусств). Вокруг этих произведений можно расположить многочисленные произведения, среди которых самыми близкими по стилю являются "Мучение Святого Эразма" (Лувен, ц. св. Петра), выполненное для того же братства, что и "Таинство причащения"; "Мужской портрет" (1462, Лондон, Нац. гал.), в котором можно обнаружить суровость брюссельских картин. Более драматичными и по сюжету, и по исполнению являются триптих "Снятие с креста" (Гранада, собор) и картины "Пьета" (Париж, Лувр) и "Положение во гроб" (Лондон, Нац. гал.). Все эти произведения свидетельствуют о близком знакомстве художника с великими творениями Рогира ван дер Вейдена, у которого Боутс заимствовал композиционную схему, удлиненные формы и некоторую патетику.
Другие картины мастера следуют урокам ван Эйка, например "Мадонна с Младенцем" (Лондон, Нац. гал.); полуфигура Богоматери представлена здесь на фоне шелковой драпировки, рядом с окном, открывающимся в тщательно выписанный пейзах, - формула, ставшая очень популярной. Аналогичное решение характерно для таких композиций, как "Коронование Марии" (Вена, Собрание Академии художеств), "Мученичество Святого Ипполита" (Брюгге, ц. Спасителя), "Неопалимая купина" (Филадельфия, Музей искусства) и особенно "Ессе Agnus Dei" (Мюнхен, частное собрание). Следует упомянуть и две алтарные створки "Рай" и "Ад" (Лилль, Музей изящных искусств) и "Алтарь жизни Марии" (Мадрид, Прадо), считающийся первым из известных произведений Дирка Боутса. Многие другие картины, приписываемые Боутсу, находятся в частных и государственных собраниях в Германии ("Взятие под стражу", "Воскресение", Мюнхен, Старая пинакотека), США, Великобритании, Нидерландах. Отметим также, что существуют многочисленные реплики с картин Дирка Боутса, одни повторяют композицию "Богоматери с младенцем" (Лондон, Нац. гал.), другие воспроизводят формулу диптиха с полуфигурами Христа, увенчанного терновым венцом, и молящейся Марии. Эти реплики свидетельствуют об успехе, которым Боутс пользовался при жизни.
Умер Дирк Баутс в 1475г.

Христос в доме Симона. 1440
Христос в доме Симона. 1440
Алтарь жизни Марии. Триптих. 1445
Алтарь жизни Марии. Триптих. 1445
Коронование Богородицы. 1450
Коронование Богородицы. 1450
Погребение Христа. 1450
Погребение Христа. 1450
 Воскресение Христа. 1450-60
Воскресение Христа. 1450-60
  Рай. 1450
Рай. 1450
 Ад. 1450
Ад. 1450
 Мадонна с Младенцем. 1455-60
Мадонна с Младенцем. 1455-60
Страсти Христовы. 1455
Страсти Христовы. 1455
Триптих о Святом Эразме. 1458
Триптих о Святом Эразме. 1458
Снятие с Креста. 1460
Снятие с Креста. 1460
Казнь невиновного графа.  1460
Казнь невиновного графа. 1460
Испытание огнём. 1460
Испытание огнём. 1460
 Портрет мужчины. 1462
Портрет мужчины. 1462
Агнец Божий. 1462-64
Агнец Божий. 1462-64
Алтарь. Таинство причащения  1464-67
Алтарь. Таинство причащения 1464-67
Мадонна с Младенцем. 1465
Мадонна с Младенцем. 1465
Мадонна с Младенцем. 1465-70
Мадонна с Младенцем. 1465-70
Моисей и Горящий Куст. 1465-70
Моисей и Горящий Куст. 1465-70
Святой Ипполит. Триптих. 1468
Святой Ипполит. Триптих. 1468
Портрет мужчины. 1470
Портрет мужчины. 1470
Взятие под стражу.
Взятие под стражу.
Мадонна с Младенцем.
Мадонна с Младенцем.
Мадонна с Младенцем.
Мадонна с Младенцем.