Ганс Гольбейн

Живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников Ганс Гольбейн Младший родился в 1497 г. Его учёба живописи проходила  под влиянием его отца и Ганса Буркмайра.
Сведения об его деятельности начинаются с его переселения в Базель, где он вместе со своим братом изготовлял рисунки для книгопечатных изданий. Познакомившись со знаменитым Эразмом Роттердамским, Ганс Гольбейн украсил экземпляр его сочинения "Похвала глупости" издания 1514 г. 82-мя рисунками, выказывающими громадный талант рисовальщика и тонкую наблюдательность едкого сатирика.  В 1516 году Ганс Гольбейн написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении своем осенью 1519 г. в Базель, Ганс Гольбейн много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами. Важнейшими произведениями этого базельского периода деятельности Ганс Гольбейн явились портрет юриста Бонифация Амербаха; 10 картин, воспроизводящих главные эпизоды страстей Господних; фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.
К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526), а также рисунки к Ветхому Завету  и "Пляска Смерти", гравированные на дереве Лютцельбургером. В 1526 г. Ганс Гольбейн оставил Базель. В Англии он нашел радушный прием со стороны Томаса Мура. Подчиняясь господствовавшему в Англии вкусу, он за все время своего пребывания там писал исключительно портреты; таковы портреты Мура и его семейства, архиепископа Кентерберийского, астронома Кратцера, Годсельва и др. По возвращении в Базель в 1528 г. Ганс Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов. В 1532 г. религиозные смуты заставили его снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гаге, Брауншвейге и Вене. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта, сэра Рич. Соутвеля и др., а также "Колесо Фортуны". Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, Джейн Сеймур,  Эдуарда VI, герцега Норфолька  и т. д. По поручению короля Ганс Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. В третье пребывание свое в Лондоне он снова написал немало портретов, рассеянных теперь в разных общественных и частных собраниях.
Живописные произведения Ганса Гольбейна отличаются тонкою выработкою прекрасного рисунка, пластичною моделировкою, прозрачностью светотени, сочностью и шириною кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение творчества Ганса Гольбейна в немецком искусстве увеличивается еще тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера.
Умер Ганс Гольбейн в 1543 г. от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.
 

Святая Барбара. 1516
Святая Барбара. 1516
Портрет Якоба Мейера , мэра города Базель. 1516
Портрет Якоба Мейера , мэра города Базель. 1516
Портрет Доротеи Мейер (в девичестве Канненгиессер). 1516
Портрет Доротеи Мейер (в девичестве Канненгиессер). 1516
Портрет Бенедикта фон Хертенштайна. 1517
Портрет Бенедикта фон Хертенштайна. 1517
 Адам и Ева. 1517
Адам и Ева. 1517
 Портет Бонифация Амербаха.  1517
Портет Бонифация Амербаха. 1517
Портрет жены художника. 1517
Портрет жены художника. 1517
Иисус Христос и скорбящая Мать. Диптих. 1520
Иисус Христос и скорбящая Мать. Диптих. 1520
Мадонна Золотурна. 1522
Мадонна Золотурна. 1522
Святая Урсула. 1523
Святая Урсула. 1523
Портрет пишущего Эразма Ротердамского. 1523
Портрет пишущего Эразма Ротердамского. 1523
 "Не прикасайся ко мне". 1524
"Не прикасайся ко мне". 1524
Тайная Вечеря. 1524-25
Тайная Вечеря. 1524-25
Страсти Христовы. 1524-25
Страсти Христовы. 1524-25
Венера и Амур. 1524-25
Венера и Амур. 1524-25
Пахарь из "Пляски смерти". 1524-26
Пахарь из "Пляски смерти". 1524-26
Правда и Ложь. Прощение.  1525
Правда и Ложь. Прощение. 1525
  Иисус Христос, как истинный Свет. 1526
Иисус Христос, как истинный Свет. 1526
Дармштадтская Мадонна. 1526-28
Дармштадтская Мадонна. 1526-28
 Лаис из Коринфа. 1526
Лаис из Коринфа. 1526
 Портрет Уильяма Вархама, архиепископа Кентерберийского. 1527
Портрет Уильяма Вархама, архиепископа Кентерберийского. 1527
Портрет сэра Генри Гилфорда. 1527
Портрет сэра Генри Гилфорда. 1527
Сэр Томас Мор. 1527
Сэр Томас Мор. 1527
Портрет леди  Гилфорд. 1527
Портрет леди Гилфорд. 1527
 Леди с белкой и скворцом. 1527-28
Леди с белкой и скворцом. 1527-28

СТРАНИЦА 1-2